Как сделать интернет-магазин интуитивным?

Все мы знаем, насколько удобна традиционная навигация веб-сайтов. Она дает возможность с минимальными усилиями перемещаться по категориям верхнего уровня вне зависимости от того, на какой странице пользователь находится на данный момент. Также привычная навигация предоставляет посетителю ресурса тот объем информации, который необходим для получения представления о предлагаемом спектре товаров или услуг.

Тем не менее, нередко в интернет-магазинах можно увидеть меню категории, представленное в форме выпадающего списка. Конечно, при таком подходе хедер сайта воспринимается в разы лучше. Но есть и минус – потенциальному клиенту приходится выполнять лишние действия для получения доступа к информации о предлагаемых товарах и услугах. А, как известно, даже один лишний клик может крайне негативно сказаться на объемах продаж.

Так все же, почему данному тренду следует все больше дизайнеров и маркетологов, если традиционный вариант реализации, казалось бы, более выгоден? Понять логику специалистов можно, если ознакомиться с такими тенденциями веб-дизайна как мегаменю и мобильная навигация.

Мегаменю – хранилище контента

Масса крупных интернет-порталов, товарный каталог которых насчитывают тысячи позиций, перешли к использованию многоуровненвых выпадающих меню или мегаменю в течение последних пяти лет. Они стали достаточно удобной заменой «каскадных» меню. К тому же мегаменю оказались полезны одновременно и для пользователей сайта и для его разработчиков. Посетители могут увидеть большее количество категорий а ссылок, а дизайнеры быстрее приспособятся к изменениям в контенте, так как выпадающее меню легко изменяется без модернизации основного дизайна веб-страницы.

Оптимизированная под мобильную электронику навигация

Сегмент мобильного трафика продолжает расти. А специфика дисплеев мобильных устройств, в особенности смартфонов и планшетов, требует от дизайнеров использования подхода мегаменю и выпадающих меню. В противном случае отобразить категории товаров без загромождения было бы невозможно. Следует отметить, что стандарты мобильных иконок меняются молниеносно. Но сегодня в качестве общепризнанного изображения мобильного меню выступает значок с горизонтальными линиями.

Основной дизайн зависит от мобильного

Описанные выше приемы хороши, но каждой в своей сфере. Мегаменю отлично проявляют себя при посещении сайта с настольного компьютера, а выпадающая навигация идеальна для пользователей мобильных девайсов. Однако в последнее время интернет-магазины часто применяют потенциально рискованный формат дизайна, представляющий собой объединение двух тенденций. При нем основные категории ресурса отображаются в выпадающем меню.

Впервые подобную технику использовал всемирно известный ритейлер Amazon. Однажды этот интернет-магазин просто разместил весь список категорий товаров в выпадающем меню. В данном конкретном случае переход на новую навигацию не ухудшил продаж. Впрочем, не стоит думать, что это будет справедливо для вашего интернет-магазина и объемов реализации. К тому же сайт Amazon предлагает пользователям массу других элементов навигации, благодаря чему любой посетитель легко ориентируется на сайте. В случае с Amazon все было достаточно просто еще и потому, что перечень товаров в магазине поистине огромен. При узком спектре продуктов и большей необходимости информирования пользователей о конкретных предложений данный подход, скорее всего, не сработает.

Чем платят интернет-магазины, который скрывают категории под выпадающим списком, можно увидеть, попав на одну из низкоуровневых страниц. К таковым относятся, например, описания товаров. Зачастую они становятся первыми страницами, на которые попадают пользователи, а их релевантность оставляет желать лучшего.

Если дизайнер позаботился о добавлении стандартного видимого меню, пользователь заметит те категории товаров, которые его интересуют. Если же меню будет скрыто, посетителю потребуется совершать лишние действия для того чтобы ознакомиться с сайтом и его предложениями. А это может оттолкнуть потенциальную аудиторию.

Стоит ли скрывать навигацию?

Вполне понятно решение тех, кто реализует навигацию в формате выпадающего списка. Такой подход расширяет возможности для изменения категорий и избавляет от загромождения общий шаблон страницы. К тому же данное исполнение позволяет решить проблему с оптимизацией дизайна под несколько видов устройств.

Подводя черту под вышесказанным, разрабатывать стандартное меню для большого числа категорий неудобно из-за загромождения дизайна и проявления ряда других проблем. Тем не менее, настоятельно рекомендуется дополнительно создать стандартную навигацию и продемонстрировать пользователю категории верхнего уровня, таким образом объяснив, что предлагает сайт.

Разумеется, существуют и исключения. В некоторых случаях рисковать, вводя гибкую навигацию, нецелесообразно, учитывая вероятность снижения конверсии. В основном это верно для ресурсов, не помогающих посетителям в навигации из-за того, что большая часть целевой аудитории – постоянные пользователи, или попавшие на сайт полагаются на ссылки при навигации по страницам или систему поиска.

Уже скрыли меню навигации? Оценка нескольких основных показателей даст возможность понять, верным ли было ваше решение:

  • Отказы на ключевых веб-страницах. Сравните показатель Bounce Rate до нововведений дизайна и после. Так вы поймете, насколько посетителям мешает отсутствие стандартной навигации.
  • CTR. Оцените кликабельность нового меню сайта. Слишком низкий рейтинг кликов в сопровождении высокого показателя отказов – тревожный знак, сигнализирующей о появлении путаницы в действиях пользователей.
  • Средний чек. Это, наверное, наиболее важный показатель для любого интернет-магазина. Если допродажи затрудняются, а средняя корзина уменьшается из-за отсутствия данных о схожих товарах, то изменение меню может стать катастрофой для бизнеса.
  • Обратная связь. Инструменты предоставления обратной связи, встроенные непосредственно в товарные страницы магазина, помогут выяснить, не страдают ли пользователи от отсутствия очевидного выбора на сайте.