Из чего складывается юзабилити сайта?

Юзабилити сайта – понятие, определяющее степень удобства использования интернет-ресурса пользователями при достижении ими желаемых целей в рамках этого ресурса или его конкретной страницы. К сожалению, юзабилити, как и дизайн, нельзя измерить числами. Но будьте уверены, во многим именно от удобства использования будет зависеть популярность и прибыльность вашего сайта, если речь идет о коммерческом проекте. Сегодня мы рассмотрим основные атрибуты юзабилити, которые вместе сделают ваш ресурс по-настоящему удобным и эргономичным.

Изучаемость

Насколько быстро посетитель может понять и освоить функционал сайта? Отличный пример плохой изучаемости – сложная навигация, из-за которой пользователь не способен понять структуру ресурса и свое текущее местонахождение. В таких условиях найти нужную категорию или конкретный продукт становится крайне сложно.

Для успешного использования данного атрибута можно сделать сайт предельно простым. Взгляните, например, на лаконичную версию Яндекса – ya.ru. Вряд ли у кого-то могут возникнуть сложности с его использованием. Понятно, что для некоторых сайтов сложности в навигации и ответных сигналах неизбежны. Однако если специалисты, разрабатывающие ресурс, правильно организуют структуру, сайт все же можно будет упростить.

Эффективность и результативность

Атрибуты эффективности и результативности неизменны. Они связаны с взаимодействие пользователя с сайтом после изучения его функционала. Показатель эффективности измеряется скоростью достижения цели пользователями, ознакомленными с функциями. Результативность определяется тем, насколько быстро пользователь понял навигацию, функционал и организацию. Несомненно, задачи посетителей должны решаться легко.

Эффективность и результативность можно эксплуатировать различными способами. Как и в случае с изучаемостью, для успешного применения данных атрибутов, сайт должен быть настолько простым, насколько это возможно без урезания его функционала. Работу с сайтом упростят «хлебные крошки» и функция «недавно просмотренные страницы».

Запоминаемость и способность удерживать

Пользователь изучил сайт и начала работать с ним, но даже этого недостаточно для того чтобы добиться результата, который хотят получить большинство владельцев веб-ресурсов. Интернет-магазин, новостной портал, визитка – любой сайт должен запомниться посетителю и удержать его. После того, как пользователь вернется на посещенные веб-страницы через несколько дней или даже недель, он не должен всему учиться заново.

С данными атрибутами помимо доступного дизайна помогут справиться FAQ или руководство пользователя, если, конечно, функционал сайта достаточно обширен и в этих элементах есть необходимость. Сориентировать на сайте хорошо помогают и всплывающие советы и подсказки. Но пользователь должен иметь возможность отключить их.

Минимум потенциальных ошибок

Веб-сайт должен быть избавлен от малейших потенциальных ошибок пользователя. Другими словами, должно существовать минимальное количество сценариев развития событий, при которых посетителю сайта придется проделывать путь для решения задачи заново. Если ошибки являются неизбежными для новых пользователей, необходимо реализовать систему, позволяющую исправить их с минимальным ущербом.

Добиться успеха с данным атрибутом можно несколькими путями. Так, на сайт необходимо добавить четкие инструкции и указания для посетителя. Любая ошибка должна легко исправляться. Например, при неверном заполнении формы ресурс должен в режиме реального времени сообщать о конкретных ошибках пользователя.

Удовлетворительность

Администратору необходимо позаботиться о том, чтобы посетитель получал приятные ощущения от работы с сайтом, что будет формировать положительный пользовательский опыт. Комфортное взаимодействие, соответствие требованиям и ожиданиям, легкость использования – это то, что позволит получить удовлетворения от посещения ресурса.

Конечно, атрибут удовлетворительности является очень субъективным, и однозначно сказать, что сайт будет лучше удовлетворять определенную категорию пользователей в сравнении с продуктом конкурентов, сложно. Так что в данном случае очень важны опросы и социальные исследования. А чтобы пользователи активнее принимали участие в опросах, имеет смысл предложить им стимул. Таковым может быть скидка на покупку, бонусы или другой полезный для ваших клиентов подарок.

Практичность, цель и пользовательские характеристики

Хотя это разные атрибуты, все они взаимосвязаны и поэтому мы указали их вместе.

  • Практичность – полезность контента для пользователей
  • Цель – факт пользования сайтом по назначению
  • Пользовательские характеристики – восприятие информации целевой аудиторией

Для того чтобы достичь успеха с данными атрибутами, владельцу сайта необходимо понять аудиторию и цели, которых она пытается достичь.

  • Зачем пользователи пришли на сайт?
  • Каким образом сайт способен удовлетворить потребности посетителей?
  • Какую цель преследует сайт и какой контент позволит ее достичь?

Только ответив на эти вопросы, вы сможете предоставить необходимый вашей целевой аудитории контент.

Дизайн, интерфейс и гибкость

Дизайн и интерфейс – это то, на что обращают внимание абсолютно все посетители сайта в первые секунды пребывания на нем. Желательно, чтобы пользователи имели возможность контролировать эти атрибуты. Работая над сайтом, дизайнер должен проанализировать влияние цветов на аудиторию, подобрать навигацию, которую лучше всего воспримут посетители, учесть шрифты, которые будут отображаться в разных браузерах, и продумать массу других элементов.

Как измерить эффект изменения атрибутов?

Если изменение атрибутов проводится на уже работающем сайте, очень важно как можно чаще измерять эффективность выбранного дизайна, контента и других составляющих ресурса. Определить, насколько эффективен выбор, вам помогут следующие показатели:

  • Проведенное на сайте время
  • Доля отказов
  • Конверсия